Медиа-магнат Руперт Мердок предпринимает вторую попытку прорваться на российский рекламный рынок. Как стало известно "Ведомостям", еще в конце прошлого года возглавляемая Мердоком News Corporation купила контрольный пакет компании APR-City - ведущего игрока на российском рынке наружной рекламы.
Мердок не торопится развивать в России профильный для него бизнес - он практически не вкладывает денег в отечественные СМИ. Недавно ему пытались приписать интерес к акциям НТВ, но News Corp. это категорически опровергала. Единственным состоявшимся медиа-проектом Мердока в России можно считать музыкальную радиостанцию "Наше радио", созданную совместно с "ЛогоВАЗом" Бориса Березовского в конце 1998 г. Хотя проект этот весьма успешен, станция все же вдвое отстает по рейтингу от лидера FM-диапазона, "Русского радио" (данные "КОМКОН"). Другая радиостанция, в которую вложилась New Corp. , - Ultra - пока лишь в начале пути.
В области рекламы российские проекты Мердока всегда были амбициознее. В 1999 г. News Corp. создала крупную медиа-баинговую структуру под названием Professional Media Partners, которая должна была заняться продажей рекламного времени на канале ОРТ - крупнейшем в России рекламоносителе. Для новой фирмы было закуплено оборудование, нанят штат сотрудников, но дела не пошли. Контракт с ОРТ по причинам, которые Мердок не мог предвидеть, получило агентство "Видео Интернешнл".
Возможно, именно из-за этой неудачи News Corp. не стала объявлять о своих новых инвестициях в российский рекламный бизнес. Лишь вчера председатель совета директоров APR-City Максим Ткачев сообщил "Ведомостям", что его компания вошла в империю Мердока еще в 2000 г. Четыре места в совете директоров компании теперь принадлежат представителям News Corp. , а одно - самому Ткачеву. Глава агентства не назвал ни сумму сделки, ни размер пакета акций, который теперь контролирует Мердок. Известно лишь, что этот пакет больше 51%. В середине лета, по словам Ткачева, APR-City переименуют в News Outdoor.
Джанет Андерсен, менеджер по корпоративным отношениям лондонского офиса News Corporation, отказалась давать какие-либо комментарии. Это типичная для компании политика: о предыдущих российских инвестициях News Corp. тоже предпочитала молчать.
Мердок пришел в крупный и перспективный сегмент нашего рекламного рынка. "Индустрия бурно развивается, - говорит Андрей Березкин, генеральный директор маркетингового агентства "Эспар-Аналитик". - Если цены на рекламную конструкцию в конце прошлого года были около $600 за сторону, то теперь они достигли $750, и есть предпосылки, что объем "наружки" вырастет в этом году еще на треть".
В прошлом году объем рынка наружной рекламы составил $150 млн - это почти 14% всех рекламных расходов в стране за год. И $25 млн из этой суммы освоила APR-City. Ближайшего конкурента - "Тихую гавань" - агентство опережает по объему операций примерно на треть.
По словам Ткачева, News Corp. - компания с оборотом в $14 млрд в год - собирается инвестировать в новые для агентства направления бизнеса - например, в установку плазменных экранов в супермаркетах. Пока у агентства есть контракты с магазинами "Седьмой континент" и "Новоарбатский", но будущее News Outdoor намерено работать в этой области не только в России, но и в других восточноевропейских странах.
"Ткачева можно поздравить и ждать притока инвестиций в его компанию", - говорит Аскольд Шестунов, гендиректор компании Big Board - одного из конкурентов APR-City.
Активы News Corp. превышают $38 млрд. Она издает 175 газет (наиболее известные из них - New York Post, лондонская The Times) , а также владеет рядом телевизионных компаний - Sky TV, FOX. За программы кабельных студий Мердока ежегодно платят 400 млн зрителей. Интересы News Corp. широко представлены в шоу-бизнесе (студия 20th Century Fox сняла такие фильмы, как "Звездные войны" и "Титаник"). Компания работает и в других областях индустрии развлечений - например, развивает английскую национальную лигу регби.