Ведущие игроки и эксперты рынка поделились на РадиоФоруме своими прогнозами о будущем аудиорекламы в эпоху глобальных событий и трансформаций. О ситуации, в которой находится сегодня реклама на радио
, динамике и трендах, ситуационных исследованиях аудитории рассказала директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио, эксперт сейлз-хауса «Газпром-Медиа» Юлия Андрюшова. К концу первого квартала 2022 года российский рынок рекламы в целом вырос на 5%,в сравнении с прошлым годом, достигнув 128-130 млрд рублей. Оценка рекламы на радио, смоделированная на основе данных официального мониторинга, также позволяет утверждать, что, по итогам прошедших месяцев года, на рынке радиорекламы наметился положительный тренд.
- В мае мы видим динамику «зеленый ноль». Самое большое падение рынка радиорекламы
было в марте - минус 29%. Но в целом общая цифра по сегменту «Москва + Сеть» оценивается нашей компанией в 2,1 млрд рублей, - говорит директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио, эксперт сейлз-хауса «Газпром-Медиа» Юлия Андрюшова.
Оценила эксперт и последние изменения в категориях рекламодателей. Первую позицию врейтинге по-прежнему занимает «медицина и фармацевтика», далее следует с ростом «финансовый сектор и страхование». Улучшила свои позиции «недвижимость», а «ритейл» сдвинулся вниз на четвертое место. Подросли в рейтинге «госсектор» и«связь», нарастили позиции «кино» и «телевидение», «продукты питания» сохранили то же место, что и в прошлом году. Больше всего позиций - четыре - потеряла в рейтинге категория «автотранспорт».
- В целом рынок радиорекламы стал более сбалансированным, без перекосов в какую-то категорию, - считает Юлия Андрюшова. - Топ-3 категорий на сегодняшний момент - это«медицина», «финансовый сектор», «недвижимость». По 10% рынка у категорий «ритейл», «digital» и «автотранспорт». Все эти категории занимают 75% рынка и являются одними из самых емких.
Самую высокую динамику продемонстрировали финансовый сектор, нарастивший свое присутствие на радио на 64%, digital (+46%) и недвижимость (+45%). Рост показали и такие достаточно емкие категории, как «госсектор» и «связь». При этом другие категории, которые входят в долю 25% от общего объема рекламы, находятся сейчас в отрицательном тренде. Важно, что в категории digital появились два новых для рынка радиоклиента - видеохостинг Rutube, который наращивает свои аудиторные показатели и рекламный бюджет, и компания по доставке полезной еды Level Kitchen, активно использующая радио.
- Важный тренд последнихнескольких лет - достаточно быстрое обновление клиентов, - говорит Юлия Андрюшова. - На сегодняшний момент 54% клиентов на радио - это новые клиенты. Бюджеты которых составляют 21% от бюджетов на радио.
Кроме того, возвращаются рекламодатели, которых не было нарадио последние 10-12 лет. По мнению эксперта, появление на радио такихтоваров, к примеру, как мясорубка «Аксион» ижевского завода, говорит овозрождении отечественной промышленности, а значит, и новых возможностях для радио.
Особенным спросом у клиентов последние несколько лет пользуются специальные проекты, которые расширяют границы радио и позволяют осуществлять коммуникации со слушателями не только в эфире, но и в соцсетях, подкастах, на сайтах радиостанций и в микроблогах популярных радиоведущих.
- Интерес наблюдается и со стороны новых рекламодателей, и тех, кто возвращается. Происходит дифференциация бизнеса, появляются новые подкатегории в крупных сегментах.Начиная с апреля, наблюдается динамика на восстановление рынка, - отмечает директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио, эксперт сейлз-хауса «Газпром-Медиа».
Также в рамках РадиоФорума Юлия Андрюшова рассказала об исследованиях радиоаудитории. По ее словам, ГПМ Радио периодически проводятся ситуационные исследования для клиентов о том, как аудитория реагирует на рекламу.
- Радио научилось оперативно предоставлять данные, подтверждающие эффективность рекламы
, - заметила эксперт. - Реклама на радио действительно заметна. 69% россиян замечают рекламу на радио, процент по Москве выше - 78%. Данные по России получены в результате онлайн-опроса на портале 101.ru. По Москве исследования проводились компанией «Медиаскоп» в рамках проекта Radio Index.
Для своих исследований ГПМ Радио использует инструмент, разработанный совместно с компанией «Микро-ИТ», который позволяет оценить эффективность эфирной рекламы в интернете. Поводом к исследованиям стали рост онлайн-прослушиваний радиоэфира и количество запросов от клиентов по предоставлению таких данных.
- На сегодняшний момент 30% аудитории радио слушают эфир и онлайн, и в FM. Только онлайн - 8%. Тогда как традиционное прослушивание немного снизилось, до 62%, - говорит Юлия Андрюшова. - Я надеюсь, что инструмент по оценке эффективности эфирной рекламы в digital будет развиваться и активно использоваться рекламодателями.
В финале эксперт напомнила участникам форума о ключевых преимуществах радио: оперативности постановки и замены рекламы, оперативном анализе данных и главном преимуществе - аудиторном охвате. XXVI РадиоФорум, организованный компанией NAME, прошел в Москве 29 июня 2022 года в онлайн-формате и традиционно собрал высококвалифицированных специалистов в сфере радиорекламы, которые обсудили тенденции и итоги развития рынка, оценили его перспективы на будущее.