Россияне потратили на заказ продуктов онлайн 917,5 млрд руб. в 2023 г. против 625 млрд руб. в 2022 г. (+47%). Об этом говорится в исследовании Infoline. По оценкам аналитиков, доля онлайн-заказов в общем объеме розничных продаж продуктов питания и напитков выросла на 1,3 п. п. до 4,7% в IV квартале и составила 298 млрд руб. Data Insight оценивает объем доставки fresh-food (скоропортящиеся продукты) в 2023 г. в 781 млрд (+41% к 2022 г.), эта категория занимает большую часть онлайн-доставки продовольствия, поясняет старший аналитик компании Ольга Пашкова. Data Insight не учитывает категорию dry-food (например, доставка круп и другой аналогичной продукции, в том числе маркетплейсами). В IV квартале 2023 г. рост рынка онлайн-продаж продовольственных товаров ускорился год к году до 57% (против 55% в III квартале 2023 г.).
В этот период произошел в том числе заметный рост оборота в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза, на которые к концу года приходилось 40% всех заказов продуктов (+3,4 п. п. к III кварталу), говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он объясняет это ростом продаж продовольствия через маркетплейсы (самовывоз). Этому, по словам эксперта, способствовали промоакции и бонусы на них, рост онлайн-заказов алкогольной продукции с самовывозом, а также дефицит курьеров (их зарплаты выросли за год на 30-40%, по данным HeadHunter), что удорожало доставку, особенно быструю. Дефицит кадров в доставке по-прежнему ощущается, и даже такие традиционные игроки экспресс-сегмента, как «Яндекс лавка», заявили о планах тестировать самовывоз из своих дарксторов (мини-склады), отмечает Пашкова. А некоторые игроки вовсе свернули доставку - например, «Мираторг» закрыл свой интернет-магазин, указывает Бурмистров.