Директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак покинул свой пост. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к Минпромторгу, и подтвердил сам Пак. Представитель министерства от комментариев отказался. На сайте ведомства в разделе профильного департамента данные о его руководителе были удалены 21 сентября. Пак возглавил департамент в 2017 г., заменив на этой должности Алексея Володина, который перешел в Peugeot-Citroen. До этого Пак на протяжении пяти лет возглавлял департамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга, в 2011-2012 гг. был советником министра юстиции. Кто заменит Пака на посту директора департамента, пока не объявлено. У него осталось два заместителя - Тигран Парсаданян и Григорий Цыба, следует из данных на сайте Минпромторга. В качестве спикера от министерства на одном из профильных автофорумов 22 сентября заявлен Тигран Парсаданян. Разговоры об уходе Пака шли давно, говорят источники «Ведомостей» в национальных автоконцернах. Один из них считает, что уход чиновника негативно скажется на отрасли. Другой собеседник возражает, что в последнее время Пак не «принимал участия в отстаивании решений, которые бы шли на пользу автопрому».
За время работы Пака в должности автопром полностью перешел от промсборки к новому формату взаимодействия государства и бизнеса - специальным инвестиционным контрактам (СПИКам). Это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в России и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция произведена в России. СПИК 1.0 заключались до 2019 г. включительно на 10 лет. Во второй версии (СПИК 2.0), которые подписывались после 2019 г., был отменен входной порог инвестиций, вырос срок соглашения до 15-20 лет в зависимости от объема вложений, появилось требование о проведении конкурсного отбора участников. Текущие СПИКи автопром массово подписывал в 2018-2019 гг. Тогда промышленную политику курировал вице-премьер Дмитрий Козак, который ратовал за единые правила игры для всех предприятий автопрома. Автоконцерны заключали СПИК 1.0 на 10 лет, истекающие в 2028-2029 гг. В июне 2022 г. руководители российских национальных автоконцернов на встрече с президентом Владимиром Путиным попросили продлить действующие инвестконтракты на срок от двух до пяти лет из-за нарушения текущего инвестпроцесса, вызванного российской спецоперацией на Украине.
Уходу Пака предшествовала еще одна рокировка среди чиновников Минпромторга, курирующих автопром. В мае свой пост покинул замглавы ведомства Александр Морозов, который занимал эту должность на протяжении семи лет. Он перешел на работу в «Трансмашхолдинг». На его место был назначен глава Минпромторга республики Татарстан Альберт Каримов. Вероятно, на пост директора департамента, который находится в ведении Каримова, может быть приглашен кто-то из команды нового замминистра в Татарстане, менеджер из какого-нибудь автоконцерна, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его оценке, сложившаяся ситуация в отрасли из-за санкций показала не самую большую эффективность тех решений, которые принимали предыдущие кураторы отрасли.