Интервью Day.Az с заведующим отдела политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента Азербайджана Эльнуром Аслановым.
- Международная неправительственная организация Freedom House недавно опубликовала свой отчет по итогам 2008 года, где Азербайджан причислен к несвободным странам. Хотелось бы узнать ваши комментарии по данному отчету. - Знаете ли, к предвзятым, тенденциозным и совершенно неадекватным отчетам организации, созданной в бытность Советского Союза, как конторы одной из разведывательных структур, относиться серьезно уже невозможно. Во-первых, методология агентства пропаганды существенно устарела, и, вероятно, им стоит понять, что Советский Союз уже давно развалился, а демократия воспринимается иначе, нежели ее хотели представить те, кто еще 30-40 лет тому назад организовывал радиопередачи
, экспозиции в помощь эмигрантам, печатал отчеты в отношении стран коммунистического лагеря. Те самые дефиниции, которые были определены незадолго до атаки на Перл-Харбор, во время создания Freedom House, в современном мире являются архаизмами. Во-вторых, насколько серьезными и объективными могут считаться отчеты о странах, вошедших в число так называемых «частично свободных», в ситуации, если пятеро депутатов в этой стране, кстати, соседней с Азербайджаном, находятся за решеткой, министр внутренних дел при этом дает официальное распоряжение на слежку за оппозицией, или где в заключении сидят более 40 человек, которых паневропейские институты определили в качестве политических заключенных. И эту страну эта организация называет «частично свободной». Спрашивается, на основе чего?В-третьих, кому и что хотят доказать составители этих отчетов, определяя у себя на кухне, кто свободен, а кто нет? Если следовать их логике, страны со слабыми институциональными основами, где премьер-министры сменяются каждые три месяца, или выборы то назначаются главой государства, то отменяются другими исполнительными органами, являются также «частично свободными»?О какой демократии мы можем говорить, если общества в тех самых странах не могут определить для себя полноценную стратегию развития. Если исходить из понимания составителей этих отчетов, то слабая структурированность, которая позволяет манипулировать государством и обществом извне, направлять и за рубежом формировать ориентиры развития, создает возможность тем или иным пространствам зарабатывать себе так называемое клише «свободного», «частично свободного» или «несвободного».Сегодня я не воспринимаю эту организацию серьезно, и считаю их отчеты о нашей стране не только тенденциозными и не отражающими реальность, но и в целом, служащими интересам исключительно кругов, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Азербайджане.По сути, в современном мире в целом очень сложно говорить о демократии, когда видишь целый ряд примеров того, как демократические идеалы используются во имя новых завоеваний или же ресурсов. Можно без конца спорить о том, насколько стала успешной демократия в Ираке или Афганистане, или насколько гуманными являются тюрьмы под отрытом небом. Человечество уже иначе воспринимает демократию, и поэтому все больше актуализируются разговоры о национальных моделях демократии и вопросы национальной идентичности. Универсальность так называемого «демократического демарша» себя дискредитировала, и далее мировой порядок все больше будет основываться на стремлении формирования отдельных, обособленных демократических сообществ. - Решение Национального совета по теле- и радио
вещанию Азербайджана о прекращении вещания иностранных радио на национальных частотах страны вызвало неоднозначную реакцию международных организаций. Возможно ли, что это решение может повлиять на их отношения к нашей стране? - Принимая решение, те или иные государственные структуры исходят исключительно из соображений верховенства закона. Решение НСТР было продиктовано, во-первых, наличествующим законодательством, во-вторых, международной практикой. При этом почему-то никого не удивляет, когда такие шаги предпринимаются в других странах, в частности, в развитых демократиях Запада. Там это выглядит естественным, законным и вполне отвечающим, подчеркиваю, национальным интересам, шагом. Есть очень много примеров этому. А вот в Азербайджане, понимаете ли, ситуация иная. Некоторые международные структуры все еще думают, что тут можно и нужно реализовывать «двойные стандарты», ибо то, что позволительно в одном пространстве, непозволительно в другом. Уверен, что наши зарубежные партнеры, которые видят в нас надежную и стабильную сторону, понимают, что Азербайджан - страна, которая определила для себя демократию приоритетом своего развития, и отходить от этого пути у нас нет никакого резона. Верховенство закона и приоритет индивида являются теми самыми факторами развития, которые Президент Ильхам Алиев определил главенствующими звеньями государственной политики на последующие пять лет. - Решение парламента Азербайджана о проведении референдума по внесению изменений в Конституцию страны также неоднозначно комментируется за пределами Азербайджана. Оппозиция внутри страны также выступает против внесения изменений в главный закон страны. Каково ваше мнение о предстоящем референдуме по конституционным изменениям? - Это вполне естественно, если одни группы будут выражать поддержку этой инициативе, другие - выступать против, потому как, это означает наличие плюрализма мнений, и является еще одним свидетельством демократической трансформации азербайджанского общества. Заметьте, создаются различные инициативные группы, которые как поддерживают, так и выступают с контрпозиций в отношении инициативы референдума. Я воспринимаю это вполне нормально, и считаю позитивным, потому как, мы живем в обществе, где, естественно, есть различие подходов, мнений и воззрений.Что касается тех, кто выступает где-то за пределами, то им советую заняться национальными вопросами, и обсуждать за рубежом проблемы беженцев и оккупированных территорий, вопросы наболевшие и актуальные для каждого, кому дорого понятие Родина, кому дорог каждый клочок азербайджанской территории, кому небезразлична судьба тех, кто все еще лишен возможности увидеть могилы своих предков. Хотя я прекрасно понимаю, что без наличия клиенталистких групп, которые должны обслуживать собственные и иные меркантильные интересы, не может обойтись ни одно общество. Относительно моего мнения о предстоящем референдуме, то я, как гражданин страны, выражу его 18 марта. Но отмечу следующее. Референдум - это суверенное право азербайджанского народа, который имеет право посредством своих избранников в законодательном органе страны поднимать те или иные судьбоносные вопросы.Азербайджанское общество интенсивно развивается, в целом, меняется геополитическая и геоэкономическая реальность, за последние 10 лет мировой порядок существенно трансформировался, и изменились не только факторы безопасности, но также появились новые угрозы и вызовы.Наряду с этим, наше политическое, экономическое и социокультурное пространство модифицировалось, изменились не только очертания, но и в целом, ориентиры развития азербайджанского общества 1995 года, когда принималась наличествующая Конституция, и общества 2009 года. Это сегодня совершенно разные дефиниции. Азербайджан – это уже не просто стабильное пространство, это в целом интенсивно политически и экономически развивающаяся страна. Соответственно, мы должны понимать, что те или иные изменения должны осуществляться в стране комплексно. Изменения в одной сфере должны осуществляться параллельно трансформациям в других. Это обуславливает развитие азербайджанского общества в соответствии с той динамикой, которая сегодня наблюдается. Поэтому изменения в Конституцию - это суверенное право азербайджанского народа, который волен выбирать, как и в каком направлении ему двигаться дальше. - Евросоюз предложил Азербайджану, наряду с шестью странами, программу Восточного партнерства. Может ли вопрос о закрытии иностранных радио и референдум как-то негативно сказаться на сотрудничестве с Евросоюзом? - Не стоит ставить вопросы, которые касаются суверенного, внутреннего развития страны на одну доску с вопросами внешнеполитического характера. Вопрос референдума, как я уже сказал выше, это право азербайджанского народа определять стратегию развития государства, потому как на обсуждение выносятся целый ряд весьма важных вопросов. Прекращение трансляции зарубежных радиостанций же - это вопрос законодательства. Естественно, я понимаю, что между внутренней и внешней политикой есть четкая взаимосвязь. Но уверен, что наши партнеры видят в нас надежного и последовательного актора, который нацелен на активную интеграцию в евроатлантическое пространство, успешную и эффективную трансформацию демократических ценностей, и развитие страны в соответствии с интересами азербайджанского общества. - Время от времени в СМИ появляются сообщения о том, что та или иная компания в связи с финансовым кризисом отправила в вынужденный отпуск своих сотрудников. Однако до сих пор официальные лица страны не раз заявляли, что мировой финансовый кризис не коснется Азербайджана. Как можно объяснить действия этих компаний? - Я не слышал пока еще о каких-то увольнениях в Азербайджане, которые напрямую связаны с мировым финансовым кризисом. Хотя стоит понимать, что современный мир - это глубоко интегрированное пространство, то самое, что мы называем глобализированным миром. И если, одна часть света захлестнута недугом, то естественно, какие-то симптомы могут наблюдаться и в других частях света. Главное в этом вопросе - вовремя и верно принять те самые соответствующие шаги, которые позволят уберечься от недуга, и минимизировать ее влияние. Сегодня в условиях глобальной взаимозависимости сложно говорить о наличии каких-то единых панацей от всех бед, поэтому мы исходим с позиций того, что правительством страны делается все возможное, чтобы мировой финансовой кризис не затронул Азербайджан, так как это наблюдается в соседних государствах, некоторые из которых полностью зависимы от своих «старших братьев» и программ «Тысячелетия».